Пресса о компании

28 марта 2008

Перспективы взаимодействия

Организация совместной работы негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний по доверительному управлению активами по-прежнему вызывает большое количество вопросов. Казалось бы, за время становления в стране негосударственной пенсионной системы схема взаимодействия УК и НПФов уже отработана и должна укладываться в стандартный и ставший во многом типичным сценарий. Более того, рынок фактически сформирован и поделен, основные игроки определены. В то же время многие участники и эксперты рынка сходятся во мнении, что отрасль сейчас переживает определенный кризис, что столь ожидаемый качественный прорыв в ее развитии так и не случился, и что одной из многих причин этого являются проблемы взаимодействия УК и НПФов.
О нюансах и особенностях сотрудничества НПФов и УК мы говорим сегодня с генеральным директором УК «РЕГИОНГАЗФИНАНС» Геннадием Залко.
 
-    Какой видится Вам сегодняшняя ситуация, сложившаяся на рынке, какие моменты взаимодействия участников процесса хотелось бы выделить, как наиболее проблемные?
-    Наверное, самыми важными моментами взаимодействия являются гарантии доверия и качественного выполнения взятых на себя обязательств со стороны УК. Здесь есть определенные нюансы: безусловно, что и УК, и НПФ заинтересованы в увеличении доходности, в результативности своей работы. Другой вопрос, какими способами и средствами это достигается. Те ограничения по структуре и составу активов, которые обязаны соблюдать негосударственные пенсионные фонды при размещении своих резервов, хорошо известны управляющим компаниям. И априори, они в своей деятельности должны их строго соблюдать. На практике же, бывают ситуации, когда в погоне за более высокими результатами управляющая компания идет на нарушение этих ограничений, установленных даже не договором УК и НПФ, а нормативами регулятора. При этом важно понимать, что эти операционные риски УК бумерангом отражаются на деятельности НПФа. Это особенно актуально для средних и небольших фондов.
-    А существует определенная специфика для работы с небольшими пенсионными фондами?
- Конечно. Вообще, сегодня сложилась непростая ситуация для средних и небольших фондов. У них нет достаточно объемных активов, к ним ужесточаются требования со стороны регулятора в рамках политики чистки рядов и укрупнения НПФ, им не так просто найти общий язык с крупными УК. Кстати, вопрос о том, быть или не быть небольшим НПФам - сегодня один их самых острых. И здесь я солидарен с мнением многих экспертов по поводу того, что небольшие фонды имеют право на существование, это очень своеобразная и работоспособная бизнес-модель. Более того, именно небольшие региональные, нишевые фонды делают рынок более сегментированным и разнообразным. Средние и небольшие фонды способны проводить более гибкую политику и предлагать более привлекательные модели пенсионного обеспечения по сравнению с крупными, бюрократически неповоротливыми фондами. Но для их успешного функционирования и подход регулятора, и политика УК в отношении сравнительно небольших фондов должна стать более индивидуальной.
 
-    В чем это может выражаться, и как Ваша компания строит свою работу в этом направлении?
- У нас в компании накоплен солидный опыт взаимодействия с негосударственными пенсионными фондами и их специализированными депозитариями. Наша система управления активами и риск-менеджмента строится на основе собственных уникальных методик и принципов, применяемых на практике более 8 лет. Здесь можно выделить три ключевых составляющих: во-первых, это выстраивание доверительных отношений с клиентами для реализации их индивидуальных инвестиционных стратегий. При этом организация комфортного для клиента процесса взаимодействия является одним из основных приоритетов. Это касается и обмена информацией, и организации документооборота, и детализации отчетности, и соблюдения сроков ее предоставления клиенту.
Второе – это обеспечение высокой степени защиты инвестиций клиента, благодаря независимому статусу нашей компании. Это очень важный момент, так как рынок знает немало примеров, когда из-за проблем или конфликта интересов у материнской или аффилированных структур интересы клиентов отодвигались на второй план и фактически за их счет решались проблемы материнской компании. Плюс политические риски, риски быть поглощенным крупной структурой, риск утечки информации в разветвленном сложносвязанном холдинге. Мы же реально независимы, поскольку являемся самостоятельной компанией, не входящей в какую-либо финансовую или промышленную группу.
 И, наконец, мы постоянно совершенствуем систему управления активами и уделяем большое внимание использованию самых передовых технологий.
 
- Речь идет об определенных технологических преимуществах, которыми могут воспользоваться клиенты Вашей компании?
- Да, именно так. С осени 2007 года в нашей компании используется новое программное обеспечение - система управления активами EGAR Asset Management. С помощью этого современного программного продукта мы решаем задачу по кастомизации портфелей, и контролированию рисков в режиме он-лайн. Кроме того, он позволяет повысить количественный и качественный показатели управления индивидуальными портфелями, снизить издержки и обеспечить гибкую отчетность и аналитику. Таким образом, мы можем предложить нашим клиентам более высокий и качественный сервис с сохранением индивидуального подхода к управлению каждым клиентским портфелем вне зависимости от его размера.
 
-    В компании существует какой-то «входной» порог, то есть определен минимальный объем портфелей с которыми Вы готовы работать, в том числе и с использованием системы EGAR Asset Management?
-    Мы работаем с разными клиентами, у нас есть и крупные, и средние клиенты. Еще раз повторюсь и отмечу, то нам очень интересен формат взаимодействия с небольшими и средними, в том числе региональными, пенсионными фондами. Используя систему EGAR Asset Management, мы готовы работать с портфелями НПФ от 5 млн. рублей, учитывая индивидуальные задачи и специфику каждого конкретного НПФа.
 
- А вот момент организации комфортного для клиента процесса взаимодействия, что здесь подразумевается?
- Во-первых, особое внимание уделяется разработке взаимовыгодной тарифной политики. Во-вторых, мы ежедневно имеем дело с очень объемным документооборотом, связанным с управлением паевыми инвестиционными фондами, которых у нас уже 14. Поэтому все процессы подготовки и формирования отчетных документов у нас максимально автоматизированы. Для практиков-«пенсионщиков» это очень важный момент, так как обработка, объемы и своевременное предоставление всех необходимых документов зачастую становятся камнем преткновения при взаимодействии УК и НПФа. У нас это исключено. Мы учитываем все запросы клиентов и всегда четко соблюдаем обозначенные сроки предоставления документов.
В заключение, мне хотелось бы пожелать успехов и результативности всем участникам пенсионного рынка. А руководителей региональных негосударственных пенсионных фондов пригласить к сотрудничеству – у нас есть немало интересных инвестиционных идей и большой опыт работы на российском рынке ценных бумаг.

Источник: Журнал "Пенсионные фонды и инвестиции" №2 (38), март-апрель 2008 г.



Все новости
2008  2007  

Как осуществляется взаимодействие НПФов и управляющей компании?